Ментальные карты

репетитор по скайпу

Вопрос о том, как структурировать информацию, чтобы лучше ее запоминать стоит давно. И у некоего Тони Бьюзена имеются по этому поводу дельные мысли. Именно он ввел в оборот такое понятие, как ментальные карты. Короткую биографическую справку можно прочитать здесь. А посмотреть его труды — здесь. Далее мы, не отвлекаясь, продолжим разговор о ментальных картах.

Стандартный конспект

Все мы давно привыкли к такому виду записи, как стандартный конспект. Выглядит он как-то так:

В чем минусы подобного вида записи?

  • Материал трудно запомнить, тест однообразен, много повторяющихся элементов, много лишнего текста, который не обязательно записывать, а можно воспроизвести, если записать только основные ключевые слова.
  • Глаз не цепляется ни за что. А это, меж тем, важно. Память человека устроена таким образом, что если ассоциативно привязать к одному объекту другой, это упростит последующее воспроизведение любого из них. При грамотной привязке, конечно.
  • Наконец, это просто скучно. Однообразные записи в школе учащиеся вынуждены делать постоянно, а такое количество однообразной работы может утомить кого угодно.

Далее, если коротко излагать представление Тони Бьюзена о ментальных картах, можно сказать следующее:

  • Вместо линейной записи лучше использовать радиальную. То есть главную мысль нужно помещать в центре листа.
  • Записывать ТОЛЬКО ключевые слова. Слова, которые помогут воспроизвести суть явления, события, процесса, или что вы там описываете.
  • Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи эти должны быть ассоциативными, а не иерархическими и могут подкрепляться тематическими рисунками.
  • Кстати сказать, к пункту выше. Почему именно ветви? Кто знает, но наш мозг лучше запоминает информацию расположенную на ветвях, чем информацию, заключенную в прямоугольник, круг или еще в какую геометрическую фигуру.
  • Каждой ветке — одно слово, в крайнем случае — словосочетание. Этот пункт тоже обусловлен некими неизведанными способностями мозга лучше запоминать отдельные фразы, ассоциируемые с определенным положением, шрифтом или иной визуальной информацией.
  • Длина ветки должна равняться длине слова. Здесь, конечно же, можно не строго выполнять этот пункт.
  • Писать лучше печатными буквами.
  • Изменяйте шрифт и размер букв в зависимости от важности информации.
  • Для разных ветвей лучше использовать разный цвет.
  • Используйте рисунки для ассоциаций. Для центральной идеи рисунок так и вообще обязателен.
  • Разросшиеся ветви заключайте в контуры, чтобы разграничить пространство.

И последнее: Если какая-то ветка кажется вам незаконченной, не аккуратной или в целом — не в тему, значит там вы что-то недоработали, недопоняли. Лучше вернутся к этой ветке и еще раз просмотреть всю относящуюся к ней информацию — может нужно что-то убрать, или чем-то дополнить. В заключение приводим несколько ментальных карт: