Мотивация в обучении


Что такое мотивация

Как часто можно услышать от родителей, да и от учителей фразы типа «голова то у него светлая, но», «думать может, а учиться не хочет», «соображает где угодно, но только не в школе» и еще ТОП 50 подобных фраз. Известный факт, что мотивация к обучению в школе снижается. Раньше этот процесс был замечен в средней и старшей школе, сейчас же и у младших школьников наблюдается апатия к учебной деятельности.

Если посмотреть на процесс с самого начала, то мы видим, что школа у ребенка почти что гарантированно вызовет отрицательную реакцию. А как еще? Особенно у тех детей, которые не посещали детский сад. В детском саду ребенок учиться взаимодействовать с другими детьми, понимает, что не всегда можно делать то, что хочется, а иногда даже нужно подчиняться чужим правилам, если хочешь интересно поиграть. Те же дети, что не ходили в садик, начав посещать в школу оказываются в ситуации близкой к шоковой. Ничего, оказывается, нельзя, играть нельзя, разговаривать на уроке нельзя, в туалет выйти просто так нельзя, обязательно нужно отпрашиваться, даже поесть когда хочется нельзя! Представьте что вы, взрослый, вдруг оказались в ситуации когда вам внезапно начали запрещать все, что раньше было можно. Например, на работе появилось новое начальство, которое считает минуты обеда, закрывает возможность посещать социальные сети, отключает рабочий вайфай для сотрудников, отчитывает каждую неделю на совещаниях, и заставляет сдавать ежедневные отчеты об израсходованной офисной бумаге? Примерно так ребенок и воспринимает происходящее. Правда, взрослый может прийти домой и пожаловаться, рассчитывая на понимание. Ребенок прийти может, но редко когда за двойку ребенка пожалеют и поймут, а не поругают и накажут.

Отрицательная мотивация

Кстати, об отрицательной мотивации. Работа из-за страха перед наказанием так и именуется. Часто, отрицательная мотивация — единственный механизм мотивации, который используют учителя и родители. Но работать с таким стимулом может не каждый взрослый, не говоря уже о ребенке. Очевидно, что только страхом неотвратимого наказания для мотивация школьника пользоваться нельзя.

Разберемся в понятиях. Итак, что же такое «мотив»

Мотив — это то, что побуждает человека к совершению действий. Исток учебной деятельности школьника — совокупность социальных и познавательных мотивов.

Вначале о познавательных мотивах.

Под познавательными мотивами понимается стремление учащегося к знаниям, желание овладеть определенными навыками. Стремление это без какого-либо второго дна. Просто как человеческая данность, ведь не только труд приложился к сотворению человека из обезьяны, но и эта вот потребность, этот мотив.

Социальные мотивы. Это мотивы, связанные с взаимодействием школьника с другими людьми. Желание завоевать авторитет, желание быть оцененным определенным образом, чувства долга и ответственности — это все сюда.

для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им

С.Л. Рубинштейн

Каким-то образом, нужно чтобы учебная деятельность приобрела смысл. И уже дело родителя как-то помочь в этом ребенку. Потому как, если ребенок сам буде искать этот смысл, то найдет его, вероятно, в том, что учеба — необходимый социальный элемент, и проще подстроиться, чем сопротивляться. И, при достаточно развитом интеллекте, сможет благополучно, затрачивая минимум усилий, находиться в нейтральном положении.

В следующих статьях на нашем сайте мы рассмотрим возможности формирования такой вещи как мотивация в обучении у школьников.