Профессиональное выгорание учителей

Эмоциональное выгорание учителей

Не так давно прошла тринадцатая ежегодная конференция «Тенденции развития образования». Она была посвящена вопросу — «Чему и как учить учителя?». Будет неверным сказать, что этот вопрос не актуален. Он очень, можно сказать крайне важен сейчас. По каким причинам? Итак:

Причины повышать квалификацию

  • Синдром эмоционального выгорания. Есть такая формулировка, отражающая состояние человека, который несколько лет проработал с людьми, сталкивался с разнообразными проявлениями человеческой натуры, но ввиду своей социальной роли  не имел возможности реагировать, как зачастую хотелось. Каковы симптомы? Человек становится апатичен, не заинтересован в деятельности, возможно, разочаровывается в выборе профессии, но менять что-то уже нет ни сил, ни желания. Чаще всего этот синдром проявляется у учителей и врачей. Но если врачам дозволительно хотя бы отшучиваться, то учителям часто и не с кем пошутить. Так вот снять симптомы этого синдрома можно в том числе и курсами повышения квалификации.
  • Второй момент — быстрое развитие технологий, и учителю нужно за этим следить, чтобы сохранять свой авторитет, да и преподавание может стать гораздо более интересным, если научиться использовать технические новшества.
  • Новые методики в педагогической науке. Да, все растет, все развивается. Методики улучшаются, переписываются, адаптируются. Что с ними только не происходит, и преподавателю лучше быть в курсе изменений.

Вроде как все перечисленное не вызывает сомнений. На вопрос — Зачем? — можно легко и закономерно ответить — для повышения качества образования. Вроде как понятны проблемы, понятно решение, но реализация как всегда хромает. Нам поступают письма от преподавателей из разных уголков страны с рассказами о том, как они вынуждены ехать на курс повышения квалификации в Москву, снимать там за свои деньги общежитие, выслушивать поразительную по своей нудности лекцию. Ответить на вопрос «зачем» здесь тоже можно, но не так просто. Ведь не благими намерениями руководствуется администрация (а может и еще кто), а личной выгодой. Схема выглядит следующим образом. Филиал учебного заведения направляет своих педагогов учиться в основной ВУЗ, на программу этим же ВУЗом и созданную. Потом, конечно, деньги, потраченные на курс педагогу компенсируются, но факт в том, что по бухгалтерии деньги проводились по одному счету (например, дотация от государства), а теперь — по другому. Как, так сказать, чистый доход от деятельности ВУЗа. Все, конечно, может быть и не так. А письмо это суть выдумка и клевета, но уж очень многие сталкиваются с такой ситуацией. Если в вашей практике было что-то подобное — пишите нам на почту info@onege.ru.

Безусловно, существуют интересные лекции, существуют честные ВУЗы и даже, существуют бесплатные курсы повышения квалификации. Справедливости ради, хочется заметить, что не все так плохо, как иногда кажется. Во всяком случае, хотелось бы в это верить.

Немного английского опыта.

В статье на сайте РИА новости, приводится диалог журналиста с некой женщиной — профессором английского ВУЗа, с которой они обсуждают как должна выглядеть структура системы по повышению квалификации учителей. Выше дана ссылка, вы можете ознакомиться с содержанием статьи и сделать свои выводы. Но, по мнению нашей редакции, весьма смешно выглядит попытка применить опыт англичан к российской системе. Безусловно, это весьма важный вопрос — как лучше организовать структуру предприятий по повышению квалификации учителей, но разве не менее важно позаботиться о других факторах, приближающих эмоциональное выгорание? Бесполезную отчетность и фиктивные курсы?

Вам были полезны курсы повышения квалификации, пройденные за последние пять лет?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...